|
Чтобы поднимать экономику, нужно развивать промышленность. Но как это сделать, если рабочий класс редеет, а специалистов, готовых управлять сложным современным оборудованием, — единицы?
Парадоксальная ситуация: закупили на предприятии новейшие станки, а сотрудников, которых можно к ним допустить, нет. Толкового фрезеровщика или токаря сегодня найти — проблема. Специалиста по мехатронике и робототехнике — еще сложнее. Рабочие профессии у молодежи не в почете. По данным социологов, лишь каждого 20-го заводчанина в нашей стране можно отнести к специалистам высшей категории. Для сравнения: в Германии — каждого второго.
Эксперты видят много причин кадровых проблем в промышленном секторе. Это и большое сокращение рабочих в 90-е годы, из-за чего нарушилась преемственность поколений на предприятиях, и отставание учебных программ от требований рынка.
Ставка делается на совместную подготовку кадров: с одной стороны — государство и учебные заведения, с другой — бизнес. Первые берут на себя корректировку учебной программы, профориентацию школьников. Последний должен создать привлекательные условия для будущих сотрудников и площадки для практики.
Эксперты считают, что будущее — за дуальной формой обучения, когда студент не только сидит за партой, но и стоит за станком на реальном предприятии. На выходе можно получить готового работника — с опытом и знаниями.
К примеру, подобная программа, получившая название «Будущее белой металлургии», действует в Первоуральске Свердловской области, тут на базе местного металлургического колледжа и одного из заводов группы ЧТПЗ создан специальный учебный центр. По сути, это собственная кузница кадров. По окончании колледжа вчерашние учащиеся трудоустраиваются на предприятиях холдинга, где внедрена и успешно реализуется концепция «Белой металлургии», объединяющая элементы производственной системы — такие как непрерывные улучшения, управление качеством, инновационность и другие, а также элементы корпоративной культуры компании: здоровый образ жизни, социальная ответственность и т. д. В колледже могут обучаться 400 студентов, каждый из которых получает по три-четыре металлургические специальности. Сегодня это одна из крупнейших точек практической подготовки специалистов.
Об эффективности такой работы можно судить по результатам специальных конкурсов проф-мастерства. Два года назад Россия подключилась к международному движению WorldSkills — по его стандартам сегодня оценивается подготовка рабочих более чем в 60 странах мира. Сейчас у нас проходят региональные чемпионаты WorldSkills Russia, один из которых состоялся на днях в Свердловской области. В соревнованиях приняли участие 32 образовательных учреждения из 11 городов, а зрителями стали более 3 тысяч школьников. Примечательно, что большинство призовых мест в рабочих компетенциях получили будущие «белые металлурги» учебного центра группы ЧТПЗ.
Три дня студенты соревновались по таким направлениям, как токарные и фрезерные работы на станках, монтаж электрики, сварочные технологии, мобильная робототехника и инженерная графика — только на одной площадке в Первоуральске конкурс прошел по 16 компетенциям. Победители поедут в мае на чемпионат России в Казань, где будет сформирована национальная сборная.