Рубрика: интернет

Продажи компьютерных игр продолжают расти значительными темпами — не менее чем на 25% в год. По итогам 2012 г. отечественные разработчики смогли получить доход в объеме $35-40 млн. Примерно столько же украинские игроки потратили на продукцию зарубежных студий. Основной фактор, вызывающий увеличение доходов разработчиков — это постоянный рост армии фанатов онлайн-игр.

Сетевая площадка
Уже несколько лет сегмент онлайновых игр является наиболее востребованным у пользователей. По оценке российской компании-разработчика игр Nival, на эти продукты сегодня приходится почти 60% доходов, которые генерируют игры для персональных компьютеров. Еще 25% собирают игры для социальных сетей, и лишь 15% — традиционные оффлайновые игры. «Сегмент онлайн-игр у нас растет примерно на 25% в год, в основном за счет привлечения новой аудитории», — говорит маркетинг-директор киевского офиса российской компании Nival Сергей Галенкин.

В прошлом году отечественные игроки потратили на свои любимые развлечения в Сети не менее $35-40 млн. При том, что оборот всего украинского игрового рынка (платежи игроков и доходы разработчиков), по разным оценкам, составляет порядка $80 млн. Львиная доля средств наших онлайн-геймеров уходит зарубежным производителям. Доля украинских разработчиков в этом объеме составляет не более 20%. Зато их доходы от зарубежных пользователей, как минимум, равняются всем тратам отечественных игроков.

Сегодня в Украине насчитывается около 2 млн онлайн игроков. Впрочем, платит за любимые развлечения только незначительная их часть. Те же, кто находит нужным поддержать разработчика финансово, не так щедры, как европейцы и даже россияне. Объясняется это как традиционной неплатежеспособностью украинцев, так и многолетней привычкой использования пиратской продукцией. «Среднемесячный чек украинца в онлайновой игре меньше в три раза, чем у россиянина, и в семь раз, чем у европейца: порядка 8 евро против 25 и 60 евро соответственно», — утверждает Сергей Галенкин.

В сегменте же мобильных игр, который активно развивается последнее время, платежеспособный спрос еще не сформировался. Соучредитель соучредитель Vostok Ventures Святослав Погребной также отмечает, что среди многих онлайн – игроков популярностью пользуются бесплатные браузерные игры, которые не требуют установки на компьютер дополнительных приложений, кроме самого браузера.

При этом аналитики говорят, что на рынке существует бесплатная браузерная онлайн игра, которая тоже пользуется популярностью среди множества людей.

На игровом крючке
Доминирование онлайн-продуктов в структуре доходов игрового рынка объясняется тем, что продажи традиционных оффлайновых игр в Украине уже давно «убиты» пиратством. Заработать на розничных продажах оффлайн-игр на нашем рынке почти нереально. Цифровые диски практически ушли в прошлое — продажи мигрировали в Сеть. Речь идет о международных сервисах цифрового распространения игр, например, Steam, через которые можно активировать и загружать новинки от множества разработчиков, получая автоматические обновления и новости рынка.

В сегменте онлайн-игр, наиболее популярной здесь является бизнес-модель «бесплатной игры» (free to play). При этом способе распространения пользователь может скачать и активировать продукт без предварительной оплаты. Специфика таких игр в том, что они подсаживают игрока на крючок. Начиная играть бесплатно и втягиваясь в процесс, пользователь начинает оплачивать новые умения для того, чтобы ускорить ее прохождение. «Сейчас большая часть успешных проектов используют именно эту модель», — утверждает г-н Гаврилюк. По такой схеме реализуются популярные во всем мире многопользовательские онлайн-игры, в которые одновременно играют большое количество игроков (десятки и сотни тысяч). Основным отличием таких продуктов от большинства стандартных сетевых компьютерных игр являются то, что играть в них можно только через Интернет. Схема free to play работает и в других сегментах игрового рынка. Святослав Погребной отмечает, что в сегменте онлайновых мобильных игр на нее приходится 85% общего дохода. Собственно, существует и модель «платной игры», при которой для активации онлайновой игры необходимо сначала заплатить. Часто платными являются и онлайн - игры в соцсетях, в которых, впрочем, практикуется и модель free to play.

Ориентация на запад
Зная особенности отечественного рынка, наши разработчики игр продолжают ориентироваться на пользователей из стран СНГ, Европы и США. На мировом рынке ранее они уже успели засветиться благодаря оффлайновым играм, ставшим хитами. В первую очередь, это «S.T.A.L.K.E.R» и «Казаки» студии GSC Game World, а также «Metro 2033», созданной компанией 4А Gamеs. Последняя буквально неделю назад выпустила продолжение своего хита – «Метро 2033: Луч надежды», на которую в компании возлагают большие надежды.

Отдельные наши разработчики онлайн-игр (среди них киевская Unique Games с играми «Земли Героев» и «K.О.Д. Постапокалиптика», студия «Граввит» с игрой My Lands, и Mystery Team, создавшая игру «Mystery: legends of the beyond») уже несколько лет активно продвигаются на рынках СНГ и Европы, где они составляют конкуренцию россиянам. Хотя в целом до объемов российских коллег нашим разработчикам весьма и весьма далеко – обороты рынка онлайн-игр северного соседа оцениваются не менее чем в $300 млн. «Практически никто из местных разработчиков не ориентируется на наш рынок, вне зависимости от того, для какой платформы он создает продукт» - говорит глава разработчика мобильных игр Appmania Роман Мартынюк.

Сегодня на рынке разработки работают как крошечные компании, штат которых состоит из нескольких программистов, так и средние фирмы, в которых трудоустроено от 20 до 50 человек. Первые, как правило, осваивают наиболее перспективный мобильный сегмент, порог вхождения в который минимален, вторые занимаются разработкой онлайн- и оффлайн-игр для ПК. На рынке есть и несколько крупных компаний, большая часть которых является филиалами крупных западных разработчиков. Так, в киевской студии немецкого разработчика Crytek, которая начинала работу как небольшая аутсорсинговая студия со штатом в 8 человек, сейчас работает более 50 сотрудников.

Святослав Погребной оценивает долю онлайн-игр в структуре производства игр не менее, чем в 45%.Примерно столько же приходится на мобильные игры. При этом крупных студий, производящих игры для консолей и ПК, на нашем рынке единицы. Так, наиболее успешным на мировом рынке украинским разработчиком является компания 4A Games. Ее основали выходцы из еще одной известной в мире отечественной студии - GSC Game World, которая была закрыта в прошлом году. С момента своего основания компания разработала одну игру-хит - Metro 2033, над продолжением которой в данный момент и работает. Из экс-сотрудников GSC Game World также была сформирована еще одна заметная компания - Vostok Games, которая работает над онлайновой игрой в «сталкеровском» стиле - Survarium. Компании такого уровня открываются нечасто, так как инвестиции в них весьма объемны, длительны и рискованны. Бюджет игр топового уровня стартует от нескольких миллионов долларов, окупаемость которых никто не гарантирует, так как любая игра может не найти откликов у игроков и провалиться.

Враг не дремлет
Стоимость разработки игр в Украине в разы ниже, чем в США или Западной Европе, что и привлекает на наш рынок иностранных издателей, продвигающих игры в масштабах мира. В то же время участники рынка отмечают, что ценовой вопрос недолго будет определяющим для позиций отечественного рынка. А конкуренция со стороны западных и азиатских компаний будет только расти. «Если мы не сможем держать уровень качества, то может повториться ситуация с оффлайн-рынком игр для ПК, на котором местные игры были вытеснены западными. Экстенсивный рост сегмента онлайновых игр будет продолжаться еще пару лет, потом темп снизится», - говорит Сергей Галенкин.

Росту онлайн–сегмента рынка будет способствовать увеличение проникновения Интернета и мобильных устройств. Компании также будут усиливать направление мобильных и многоплатформенных игр, то есть предназначенных для разного типа систем и проектов. Развитие этого направления позволит разработчикам существенно увеличить доходы от продвигаемой игры за счет расширения ее потенциальной аудитории. Также имеет значение то, что продукты, которые позволяют одному игроку играть с различных устройств, в разы повышает размер его платежей. «Многие движки уже позволяют делать игры мультиплатформенными. И сейчас все больше и больше компаний переходят на них», - утверждает Роман Мартынюк.

Дата публикации: 01 декабря 2013 в 17:31