Рубрика: Суицид

В интернете появились фотографии еще не завершенной станции метро «Достоевская», которую собираются открыть вместе со станцией «Марьина роща» 15 мая. На изображениях видно, что панно, украшающие стены, изобилуют мрачными сценами из произведений Федора Михайловича Достоевского. По мнению блоггеров и психотерапевтов, новая станция станет «Меккой» для самоубийц.

 Станция выполнена исключительно в черно-белых тонах. На двух пилонах — сцены из четырех самых знаменитых романов классика — «Преступление и наказание», «Бесы», «Идиот» и «Братья Карамазовы». Каждое изображение имеет размер 1,8 на 7,5 метров и собрано по технике флорентийской мозаики.

Одно из самых ярких панно изображает убийство старухи-процентщицы и ее сестры. Родион Раскольников замахивается топором на Лизавету Ивановну, рядом лежит тело Алены Ивановны. Впрочем, никакого намека на кровь нет. На другой картине — еще один персонаж «Преступления и наказания» Свидригайлов с пистолетом у виска. Тема смерти присутствует и в других сюжетах.

За и против

По мнению блоггеров, «оформление интересное», но «на такой станции будет масса суицидов». С этим согласен и руководитель Центра экстренной психологической помощи Михаил Виноградов. «Нарочитый драматизм создаст определенную негативную атмосферу и привлечет людей с извращенной психикой», — заявил он. По мнению психотерапевта, в оформлении станции можно было обойтись без топоров.

«Достоевского, конечно, в радужных тонах не подашь, но наверное, можно было взять другие узнаваемые сюжеты, без злодейства, — считает Виноградов. — Как говорят моряки: как корабль назовешь, так он и поплывет».

Один из современных знатоков творчества Достоевского, доктор филологических наук, академик РАЕН и профессор двух московских вузов Игорь Волгин оформление станции пока не видел, но считает использование таких сюжетов нормальным, «если это не китч». «Если это сделано талантливо, если это действительно произведение искусства, то все нормально. Если же это аляповато, вульгарно, то это не подходит. Все зависит от меры таланта, от того, насколько это вписывается в интерьер и насколько сделано со вкусом», — объяснил Волгин.

Концепция оформления станции была утверждена еще в 1980-х годах. Ее разработали ныне покойный архитектор Лев Попов, Наталья Расстегняева, которая сейчас является ведущим архитектором Метрогидропротранса, а также художник Иван Николаев. По словам Расстегняевой, проект был утвержден в свое время «с очень высокой оценкой».

Специалист пояснила, что станция имеет много особенностей. В частности, она вся «сборная» и некоторым образом напоминает детский конструктор. Все элементы отделки изготовлены на том или ином заводе, привезены и поставлены. Свод оформлен стеклопластиком и зонтом (пластины на потолке), который одновременно является светильником станции. По словам Расстегняевой, это ноу-хау Льва Попова. Кроме того, в отделке практически нет «мокрых процессов», например, штукатурки.

Расстегняева категорически не согласилась с тем, что станция получилась мрачной. «Она ни капли не депрессивная, она очень красивая. У всех, кто читал Достоевского, такого вопроса не должно возникать. <...> Мне кажется, что создается такое потрясающее электрическое напряжение. Она современная, потому что все эти темы сейчас звучат совершенно по-другому, чем они звучали 20 или 30 лет назад», — поделилась эксперт.

Она также подчеркнула, что все использованные картины отражают суть произведений Достоевского, и попросила не критиковать художников. «Рукой художника водит бог. Пусть люди не гневят бога», — сказала Расстегняева.

Напомним, ранее главный архитектор Метрогипротранса Николай Шумаков пообещал, что в столичной подземке больше не будет станций-уродов. «Москвичи избалованы хорошей подземной архитектурой и ожидают, что каждая новая станция будет лучше предшествующей», — сказал он.

Пока что новые станции не оправдывают ожиданий. В частности, из-за вынужденного сокращения расходов самая разрекламированная станция — «Мякинино» — превратилась в убожество, отмечают архитекторы. На ней царит полумрак, там разномастные перила, свисающие провода, трубы, дыры в стенах. А из-за спешки строителей всего через три месяца после торжественного открытия станции «Митино» с потолка подуличного перехода отвалился большой кусок штукатурки.

Дата публикации: 19 июня 2010 в 20:41